Коллекционер прожитых дней (18+) (dmitriy) wrote,
Коллекционер прожитых дней (18+)
dmitriy

  • Location:
  • Music:

"Ночь темна и полна ужасов"

В комментариях к предыдущему посту про "Ночь всех святых" френд craftwr справедливо замечает, что аналогом Хэллоуина на Роси /  в России была Коляда, а не Пасха.

 Собственно, Пасху и Хэллоуин я сравнивал исключительно, как два праздника, с которыми государство пыталось или пытается бороться. Воскресение господне подпольно отмечали советские христиане, а "Ночь всех святых" бунтующие против запретов старших представители российского юношества и молодежи.

На самом деле у древних славян (да и не только у них) существовал прямой аналог Хэллоуина, точнее его предшественника, Самайна. Трудно сказать, как его точно называли наши многочисленные предки (думаю, в каждой местности по-разному). Но обозначить его можно, как День урожая. Его аналогами сегодня являются Рождество богородиц или осенины...

Собственно изначально и кельтский Самайн являлся местным кельтским Днем урожая и днем начала зимы, а заодно – и новым годом. Праздник также знаменовал наступление темного времени года (т.е. зимы), когда злые духи обретали особенную силу. Самайн был связан с почитанием умерших предков. Ну и собственно днем окончания полевых работ. Утилитарное в древнем мире было накрепко переплетено с трансцендентальным.

Вообще, циклические праздники, знаменующие смену времен года – характерны для огромного числа народов. Так, например, привычная для нас традиция использования на праздниках фейерверков родилась в Китае, как способ отгона злых духов. Там они тоже особенно серчали в холодное время года.

Разнообразная мистика, магия и мотивы смерти воспринимаются современниками, как нечто экзотическое, или, по крайней мере, не тривиальное. Даже являясь частью массовой культуры, Хэллоуин выделяется на фоне остальных маскультурных событий. В тоже время, магия и мистика были частью повседневного быта древнего человека. Его мифологизированное сознание было вынужденно использовать категорию запредельного для объяснения многих процессов окружающего мира.  Самайн был одним из череды кельтских праздников, сочетавших хозяйственное значение и мистическое содержание.

Но с приходом христианства церковь начала нещадно бороться с языческими праздниками, пытаясь запретить так, сказать альтернативную культурную повестку. Так что то, что дошедшие до наших дней немногие рудименты языческой культуры, из которых была выхолощена их производственная составляющая,  смотрятся так выпукло.

Причем языческие элементы культуры сохранились в повседневной жизни, поскольку в общественном быту отстаивалась необходимость в обозначение календарной цикличности. Празднуя Рождество или Навруз, а также другие циклические праздники, люди как бы подготавливают себя к смене сезонов в их собственной жизни. Ну а "мистическая подоплека" и "хтоническая сущность" Хэллоуина – это привлекательные особенности, позволяющая празднику переходить от поколения в поколение и от культуры к культуре.

Добавлю, что у многих "зимних" праздников есть еще одна важная функция:  психоло-реабилитационная. "Холодное время года" – это период, когда человек испытывает повышенный стресс. Причиной тому является множество факторов: собственно наступление холодов, гормональный сдвиг, нехватка солнечного света и многое другое. В итоге, для восстановления психологического баланса человеку нужно время от времени устраивать праздники. Так что доставшиеся от наших предков древние карнавальные традиции выполняют важную психологическую функцию.

Кстати, об отечественных аналогах. Если Хэллоуин – это языческий атавизм, уцелевший на Британских островах. То наиболее языческими праздниками в наших широтах являются Коляда (или святки), Масленица и праздник Ивана Купала.

Коляда  нынче – это славянское народное название рождественского Сочельника, праздника Рождества Христова, а также Святок от Рождества до Крещения. Праздник имеет дохристианские корни и изначально отмечался приблизительно в период зимнего солнцестояния. Масленица и Купала – тоже имеют солярное происхождение. Первая раньше приходилась на весеннее равноденствие. Второй праздник был привязан к осеннему солнцестоянию. Собственно, упоминавшийся ранее славянский Праздник урожая примерно праздновался в районе осеннего равноденствия. Кстати, со всеми этими праздниками сначала пыталась бороться церковь, а потом советская власть.

Вышеуказанные Коляда и Масленица схожи с Хэллоуином своей карнавальной формой и хтонической тематикой. Причем, если тема нечестии из более популярной масленицы за прошлый век сильно выветрилась, то вот в ныне менее распространенной коляде она по-прежнему имеет первостепенное значение. В деревнях и небольших городах России молодежь перед и после рождества по прежнему ходит, "посевая", периодически наряжаясь в костюмы животных и нечисти, или озорничая по другому. К тому же коляда/святки  – время девичих гаданий и магических приворотов.Т.е. полноценный аналог Хэллоуина, только зимний и сильно растоврившийся в современной культуре.

И это кстати, своеобразная примета времени, что отечественным чертям мы предпочитаем западных вурдалаков. Т.е. потребность подобных мистических праздниках с традиционными корнями у нас осталась. Но отечественная культура не может предложить конкретноспособные аналоги. В итоги модежь берет на вооружение ценности западной культуры, рядясь в костюмы западной нечести или напевая строчки из переведенной на русский рекламной песни про "праздник к нам приходит".




Tags: Встречи & События & Мероприятия, Культура & Искусство & Религия
Subscribe

Posts from This Journal “Культура & Искусство & Религия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments