Коллекционер прожитых дней (18+) (dmitriy) wrote,
Коллекционер прожитых дней (18+)
dmitriy

"Оскорбленные" "чувства" "верующих" и эстетика крамолы

"Пчелки жалками трясли, всю Россию потрясли". Если сводить до одного предложения, то именно так можно описать скандал, разразившийся вокруг номера "Пчелки и Винни-Пух" оренбургской танцевальной группы "Кредо".

Собственно вот само видео, подрывающее устои нравственности и еще бог знает чего .Можно смотреть, пока еще не признали экстремистским материалом...



Некоторое время я писал про "оскорбленные чувства верующих, как часть российского медиаполя". Собственно с тех пор  ситуация вокруг роста нетерпимости в стране и проявлениям так называемой крамолы со стороны людей, называющих себя представителями общественности, а также собственно власть  только усугубилась.



Еженедельно мы слышим истории про оскорбленные чувства верующих, а также приравненную к этому борьбу с крамолой. Например, вчера стало известно, что после обращение некоторых неравнодушных граждан полиция занялась проверкой архивов музея репрессий «Пермь-36»; 15 апреля была отозвана заявка на прокатное удостоверение для фильма "Номер 44" за искажение исторических фактов и своеобразных трактовок событий до, во время и после Великой Отечественной войны, а также образов и характеров советских граждан; на днях прокуратура начала проверку в отношении автора граффити с распятым космонавтом в Перми (ему грозит уголовная статья за оскорбление чувства верующих);  в Пскове по заявлению части труппы была перенесена премьера спектакля "Банщик", режиссер которого утверждает, что все это случилось из-за давления со стороны новоназначенного руководства театра, где должен был поставлен спектакль.





И это только  события последних  двух недель. При этом, у многих на слуху история с отменой концерта Noiz MC по заявлению нескольких маргинальных деятелей, в лице Альберта Гаямяна, представителей "Трезвой Кубани" и нереестровых казаков. После этого  мэрия рекомендовала концерт запретить, опасаясь экстремизма, но не со стороны грозящих устроить провокацию полутора десятка граждан с оскорбленными чувствами. У всех на слуху история со  скандалом вокруг постановки оперы  Вагнера "Тангейзер" в новосибирском Государственном академическом театре оперы и балета, где после устроенных "оскорбленными верующими" демонстраций уволили директора театра, а саму оперу сняли с показа. Да и история с вышедшим на экраны в начале года "Левиафаном" стала в своем роде образцово-показательной, хоть и в данном случае кампания против режиссера фильма Андрея Звягенцева была свернута.

Можно говорить, что "борьба с крамолой" стала одной из важных частей российского политического дискурса. Причем она не только оттеняет действительно значимые события (вроде убийства Немцова у стен Кремля или проблемы с экономикой), но формирует политическую повестку. В предыдущие годы правящая страной элита монополизировала свою власть, задвинула альтернативные политические силы, подчинила СМИ  и низвела многочисленные общественные организации (вроде Голоса или МШПИ) до уровня париев, т.е. иностранных агентов. Сейчас, когда пространство для маневра расчищено, борьба идет за "контекст".

Здесь важно оговориться, что не смотря на "идеологические войны" последних лет у нас до сих пор нет единой четкой государственной идеологии, а вся идейная парадигма (модное нынче слово) строится вокруг нескольких локальных культов: культа Путина," культа Православия", культа "Великой победы", культа "Сильного государства и сильной руки", "неосталинизма". С недавних пор к этому добавился "культ борьбы с фашизмом на Украине". Каждый культ имеет локальный набор идеологем, которые могут логически противоречить друг  другу. Тем не менее, сторонники различных культов собранны в единый лагерь "сторонников Путина и государства" и борются с теми, кто пытается отстаивать "альтернативный контекст".

Собственно "оскорбленные чувства верующих" являются одним из легитимизирующих верховную российскую власть инструментов, которым она пользуется для оправдания политики "закручивания гаек". "Разделяй и властвуй" - говорит древняя римская пословица. Власть разделяет общества на консервативное большинство и либеральное меньшинство, натравливает друг на друга и следит, чтобы широкие народные массы не выходили за рамки отведенного дискурса. Государство ежедневно ведет работы по борьбе с крамолой, выискивая и пытаясь (часто - успешно) запретить ее. Собственно, борьба с крамолой, по сути, и есть одна из основных функций нынешнего, "охранительного " политического режима РФ.

Надо сказать, что борьба идет на разных уровнях: на уровне "экстремальных активистов",  вроде Энтео или того же Гаямяна; на уровне местных элит, вписанных в институции региональных или муниципальных властей;  на уровне различных силовых кланов, на уровне различных федеральных властей, вплоть до правительства;  и, собственно, на уровне непосредственно администрации президента, чьи сотрудники являются операторами дискурса, запуская или приостанавливая те или иные информационные войны.

При этом сами дискурсмонгеры различных властей и званий могут быть сколь угодно погружены в ханжество и лицемерие, как условные Якунин или Мизулина, постоянно рассказывающие о тлетворном влияние Запада на человечество, но чьи дети и внуки... живут на этом самом Западе. Это все не важно.

"Борьба за контекст" - это инструмент, позволяющий получить как медийные и финансовые ресурсы, так и оказаться "ближе к телу" в широком смысле этого выражения или попасть "в струю" кампании по борьбе с очередными (иногда вполне мнимыми) "врагами государства".   Ну и конечно "навязать" государству свою повестку.

Ах да, я совсем забыл сказать, что ханжество и лицемерие -  черта, присущая не только власть имущим, но и многим представителям самого общества, сочетающим культ потребления с показной религиозностью, нарочитый   патриотизм с любовью к продуктам западной культуре, ненависть к Западу и в тоже время подсознательную мечту "свалить на этот самый долбанный  Запад, ну или отправить туда своих детей". отдельный вопрос, откуда растет это ханжество, но факт, что оно крайне распространено. И именно это двоемыслие позволяет устраивать "те самые компании, по борьбе за мораль и нравственность", которые нам так часто приходится наблюдать в последнее время.

Возвращаясь к истории с "пчелками", станцевавшими тверк, отмечу, что девочкам и танцевальной школе просто не повезло. Они попали просто попали под раздачу, что называется, " по касательной". Думаю, что если бы не черно оранжевое облачение вилявшими в такт музыке ягодицами несовершеннолетних "пчелок", то вся эта история осталась бы на уровне Оренбурга. Политическая составляющая крамолы оказалась скрыта в цветах георгиевской ленты, которые по совпадению оказались цветами костюмов юных танцовщиц.

И вот здесь, как мне кажется, мы подходим к важной черте. Если раньше "оскорбленные" "чувства" "верующих" направлялись на враждебный охранителям религиозный, политический или культурный контекст, то в этот раз "идеологическая составляющая довольно косвенная". Бои за мораль и нравственность начинают вестись с культурными явлениями, которые существенно не противоречат "государственной идеологии", состоящей из различных культов.

При всей пошлости тверка, борьба с ним напоминает больше борьбу с рок-н-роллом. Ну так на Руси в свое время с шахматами боролись и с табаком, как с Западными кознями. При желании в новомодном тверке конечно можно разглядеть разврат, но такой же разврат можно разглядеть в акробатике или балете, которыми занимаются куда больше несовершеннолетних. Тоже скрытый эротизм и что теперь с этим делать?

Здесь скрыт еще один важный нюанс. В течение 15 с лишним лет путинский режим не пытался запрещать неполитические культурные явления. Власть волновала только она сама и монетизация занимаемого положения. При этом, как таковой четкой идеологии у элит не сложилось. Есть верность Путину, но нет нравственных законов путинизма.  ) Если государство решило поиграть в табу на культурном фронте, то оно, как минимум должно осознавать, чем закончилось создание запретных плодов для молодежи и последующая борьба с ними для СССР. Осознает ли это правящая верхушка, я не уверен.  И есть ли у РФ ресурсы противостоять такому "Левиафану", как Голливуд, я сомневаюсь. Но посмотрим, какую альтернативу западным культурным кодам предложит для молодежи администрация президента.


Ну и материал  на тему: http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2015/04/16/razvitie-tsenzuri-v-rezhime-onlain



Tags: Культура & Искусство & Религия, Политика & Власть
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments