Коллекционер прожитых дней (18+) (dmitriy) wrote,
Коллекционер прожитых дней (18+)
dmitriy

Левиафан. Про понятия ментовские и пути господни



"Негативное воздействие у фильма, конечно же, есть. Кроме стыда за мат, ужасно удручает водка-водка-водка, которая везде и всюду напролив. Неприязненность вызывается и отдельными личностями, например, мэром Вадимом Михайловичем, судебной «коллегией» и даже митрополитом. Однако в целом фильм вдохновляет тем, что в нем указано на жизненные проблемы страны, как на зияющие раны тела, от которых оно разлагается, страдает и умирает. Необходимо серьезное врачевание".

Митрополит Мурманский и Мончегорский Симон




Трудно что-то добавить к короткой рецензии мурманского владыки, поскольку она удивительно точна. Собственно я убедился в этом, посмотрев нашумевший "Левиафан" в минувшую субботу. Но риск, как известно, благородное дело, так что рискну и попробую.

Оговорюсь, что нет никакого желания пересказывать сценарий. Фильм
Андрея Звягинцева активно обсужден в СМИ почитателями и недоброжелателями. И, по-моему, всем известно, в чем там сюжет:  кто и у кого изымает земельный участок, кто  с кем переспал, кто кого предал, кто кончает жизнь самоубийством, а кто идет за это под суд по статье 105 УК РФ.

Коротко опишу свои впечатления. Лента безусловно красивая. Очень талантливая операторская работа Михаила  Кричмана, велеколепная музыка (оператор "Возвращения", "Овсянок", "Елены"), шедевральная музыка Филиппа Гласса, изящная актерская игра большинства актеров (Алексей Серебряков, Елена Лядова, Владимир Вдовиченков, Роман Мадянов, актеров второго плана, эпизодических ролей), им просто веришь, да и сама природа Мурманской области просто дышит красотой.

Еще одно из главных достоинств фильма - изящное психологическое исследование характеров. Звягинцев довольно подробно копается в характерах. Хотя, в отличие от прежних работ, в этой ленте характеры многие остаются недосказанными. Как недосказанными остаются части сцен. Зрителю по идее нужно гадать и додумывать, но режиссер как бы уводит нас от этого, сосредотачивая на главном – основном сюжете.

А важное в картине - это трагедия человека перед лицом судьбы. Как и в "библейском Левиафане", создатель картины обрушивает на своего героя всевозможные ужасы, которые один за одним проделывают брешь в ветхом челне его судьбы.

Фильм одновременно  говорит на вечные темы и ставит перед нами проблемы современности (при этом же сознательно уходя от публицистичности). Звягенцев раскрывает страдания человека, попавшего под молох судьбы на материале современной России. Где власть в городе держится на законе и на "своих" понятиях, где мы все можем стать жертвой вышестоящего (как и сама власть может гипотетически стать жертвой вышестоящего начальства), где говорятся очень правильные слова, прикрывающие грязные дела. И где человек человеку волк, способный перегрызть горло  ради собственной выгоды. Не все но многие. А кто живет по принципа оказывается слаб перед беспринципными.


Собственно эту историю, в той или иной степени актуальную для разных уголков земли, Андрей Звягинцев раскрывает на сверхактуальном российском материале. Отчего она неожиданно для создателей ленты приобрела политическое звучание. Мы видим критику власти, мы видим критику сросшейся с властью церкви (хотя там есть и положительный образ священника). Но фильм не исчерпывается своею "критичностью" российских устоев. Он о вечном в человеческих судьбах. Хоть и остроактуальный для конкретной современной России. В том числе и для Кубани с ее Кущевкой...

Что сказать еще? Многие пеняют на некоторые логические нестыковки в фильме. Но их нужно увидеть, если постараться. Опять же повторюсь, что фильм не является публицистическим произведением. С лозунгами разоблачения партии Жуликов и воров там никто не выступает.


Фильм очень тяжелый. И я советую вам хорошо подумать, прежде чем смотреть. Смотреть само собой нужно в кинотеатре. Поскольку лента атмосферная и дает эффект погружения. Но погружение это может затянуть в пучину меланхолии. Хотя наверно именно в пучине российской меланхолии и обитает страшное чудище "Левиафан".

Ну и конечно чувство, которое овладевает тобой после присмотра, можно передать фразой "Так жить нельзя!" Собственно этого, наверное, и хотел добиться режиссер, чтобы мы задумались, как нужно правильно жить?




Ну и еще. Просмотр фильма заставил вспомнить меня о двух других лентах, снятых советскими режиссерами в последние годы существования СССР. Это "Жертвоприношение" Тарковского, где сжигаемый дом тождественен разрушаемому дому Николая, героя "Левиафана" в исполнении Серебренникова.


И вторая лента - это «Покаяние» Тенгиза Абуладзе. В самом конце той ленты одна из  героинь спрашивает куда ведет ли конкретная дорога к храму, и, услышав отрицательный ответ, удивляется, зачем она нужна? Так вот "Левиафан" как бы говорит нам, что не достаточно найти дорогу  к храму, недостаточно восстановить храм из руин. Нужно найти храм в себе и веру внутри себя. Чтобы слова не расходились с делами, а совесть не была запятнана грехами.

Tags: Кино, Культура & Искусство & Религия, Мысли вслух
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments